Легенда российского авиапрома: Авиаконструктор Александр Иноземцев стал Героем Труда

На встрече с президентом России Владимиром Путиным, прошедшей в прошлом году, губернатор Пермского края Дмитрий Махонин предложил поощрить Александра Иноземцева, генерального конструктора - управляющего директора АО "ОДК-Авиадвигатель". Глава государства согласился с этим предложением и с оценкой Александра Иноземцева как легендарного авиаконструктора.
ОДК Авиадвигатель

Александр Иноземцев имеет много заслуг перед Россией. Он работает в области конструирования авиационных двигателей 50 лет. Разработанный под его руководством двигатель ПД-14, по мнению многих специалистов, на многие годы определил развитие российской гражданской авиации.

Александр Дическул, директор пермского авиационного техникума, давний друг и однокашник Иноземцева, считает его выдающейся личностью.

- Я знаком с ним с 1968 года, - говорит он. - Мы с ним учились в одной группе на аэрокосмическом факультете пермского политехнического института. Саша всегда был большой умница, зарекомендовал себя лидером еще со студенческих времен.

Тогда был один случай. На первом курсе Александр Иноземцев получил четверку по одному из предметов. А потом преподаватель, поставивший эту оценку, сам ходил за Иноземцевым и просил того пересдать на пятерку, так как тот был лучшим студентом.

- Саша очень гордый, и отказался это делать, - вспоминает Дическул. - Учился на одни пятерки всегда, и эта четверка ему не помешала закончить институт с красным дипломом.

Иноземцев очень любил музыку, особенно песни Валерия Ободзинского. В конце 60-х годов прошлого века только появились магнитофоны и у него были записи этого певца. До сих пор отлично разбирается в музыке. Ездил в стройотряды, очень любил играть в футбол. У него прекрасные дети и внуки, которых он очень любит.

Александр Иноземцев возглавил работы по авиадвигателю ПД-14. Фото: ОДК Авиадвигатель

- Благодаря Иноземцеву и наш техникум, кузница кадров для пермских авиапредприятий, развивается и благоустраивается, - говорит Дическул. - Помог он в строительстве новых корпусов, приобретении современного, лучшего в России учебного оборудования.

Сам Иноземцев, кроме конструкторской деятельности, занимается и наукой. Он профессор, доктор технических наук, руководитель кафедры "Авиационные двигатели и энергоустановки" Пермского национального исследовательского политехнического университета.

Академик Каблов: Двигатель ПД-14, созданный под руководством Александра Иноземцева, сохраняет за Россией место в лидерах авиастроения

Создание в России под руководством генерального конструктора Александра Иноземцева нового газогенератора, а на его основе - авиационного турбореактивного двигателя пятого поколения ПД-14 служит доказательством того, что наша страна остается в лидерах мирового авиастроения. А сам этот факт до недавних пор не был должным образом оценен.
В 2022 году Александр Иноземцев избран действительным членом Российской академии наук
В 2022 году Александр Иноземцев избран действительным членом Российской академии наук / "ОДК-Авиадвигатель"

Такое заявление в интервью "Российской газете" некоторое время назад сделал генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, академик РАН Евгений Каблов. Теперь, когда стало известно о присвоении генеральному конструктору и управляющему директору "ОДК-Авиадвигатель" Александру Александровичу Иноземцеву звания Героя Труда Российской федерации, с оценкой сделанного все встало на законное место.

- Генеральный конструктор всегда был и должен оставаться ключевой фигурой, - убежден академик Каблов. - Он аккумулирует огромное количество знаний, чтобы объединить всех, кто участвует в проекте.

И под него выделяются финансы?

Евгений Каблов: Да. Но совсем не для того, чтобы их по-быстрому освоить. А чтобы организовать эффективную кооперацию, отладить взаимодействие и получить заявленный результат.

Без людей, способных инициировать какие-то, поначалу, может быть, сумасшедшие идеи, мы не сможем прорваться в новые области техники и технологий. Человек должен постоянно думать о том предмете, где он выступает в качестве генерального конструктора. Это не приходит как аппетит во время еды. Становление настоящего конструктора в абсолютном большинстве случаев обусловлено тем, к чему он уже в детстве, со школьных и студенческих лет проявлял интерес.

Кто сегодня, на ваш взгляд, олицетворяет это высокое звание - генеральный конструктор?

Евгений Каблов: В той области, которая мне ближе и хорошо знакома, сейчас могу назвать только Александра Александровича Иноземцева. Он имел отличного учителя - это Павел Александрович Соловьев, создатель газотурбинных авиадвигателей. Его движки были наиболее массовыми, использовались и в военной технике, и в гражданской.

А в памяти, конечно, и другие имена: Николай Дмитриевич Кузнецов, Архип Михайлович Люлька. Никогда не забуду свои встречи с Генрихом Васильевичем Новожиловым. Общение с ним всякий раз давало новые импульсы в работе, помогало в создании новых материалов для авиации.

С конструктором Иноземцевым вас сдружила совместная работа над двигателем ПД-14. Чем поучителен этот опыт?

Евгений Каблов: Решение о создании двигателя ПД-14 было принято президентом России в июне 2008 года, после посещения нашего института. Тогда я объяснил, как сумел, что российскому авиапрому позарез нужен свой новый двигатель. И вкратце обрисовал, что это такое, какая сложная конструкция. Доложил, что у нас для литья лопаток турбины высокого давления разработаны технологии в 30 раз эффективнее американских. А когда упомянул про жаропрочные сплавы с рением, рутением, которые позволяют поднять температуру газа перед турбиной до 1900 К, он остановил меня вопросом: "А что же не внедряете?" - "Денег нет", - говорю. "А есть на что их тратить?" - "Есть. В Перми конструктор Александр Иноземцев создает новый газогенератор и базовый авиадвигатель на его основе ПД-14". - "Виктор Борисович, - обратился президент к тогдашнему министру Христенко, - готовьте предложения".

Тот самый ПД-14 – от генконструктора Иноземцева с пермской пропиской. Фото: "ОДК-Авиадвигатель"

И что последовало за этим?

Евгений Каблов: Была создана современная инфраструктура, малотоннажные производства, что позволило осуществить прорывной для нашей двигателестроительной отрасли проект. В начале этого пути мы вместе с Иноземцевым собрали, образно говоря, все металлургические заводы. И сказали: ребята, мы вас просим наладить производство полуфабрикатов, которые необходимы для нового двигателя. А это, замечу, двадцать совершенно новых материалов. Свою просьбу подкрепили гарантией, что затраты на создание инфраструктуры соответствующим образом окупятся. Нам в ответ: согласны, и даже готовы не поднимать цены. Но при одном условии - двигателей должно быть заказано не менее ста.

Короче, взаимные интересы согласовали, и генеральный конструктор все подписал. Подписал и от начала до конца нес полную ответственность за то, чтобы деньги, которые ему выделили, пошли в дело. А это 12,8 миллиарда рублей на создание газогенератора по личному указанию главы государства. Дали - отчитайся. Если на ветер пустили, придется отвечать. Наряду с доверием нужен и спрос с того, кто берется возглавить проект.

Наш институт совместно с "ОДК-Авиадвигатель" разработал материалы и технологии, организовал их передачу с полным пакетом нормативной документации. Благодаря такому подходу достаточно быстро сделали газогенератор, а это основа. Следом - и первый двигатель. Поставили его на крыло. А сейчас уже серийно эти двигатели выпускают.

Почему для России так важен ПД-14 и вся линейка, что за ним может последовать?

Евгений Каблов: Потому что государств, способных производить современные авиационные турбореактивные двигатели, меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием. Или тех, что запускают в космос спутники. Всего четыре страны - Великобритания, Россия, США и Франция - владеют технологиями полного цикла создания современных турбореактивных двигателей. Тот же Китай, к примеру, несмотря на предпринимаемые усилия, добиться этого пока не может. Да, китайские ученые быстро скопировали наш истребитель Су-27, однако скопировать его двигатель АЛ-31Ф им до сих пор не удалось.

И вынуждены покупать его в России?

Евгений Каблов: Да. Вот почему технологии разработки авиационных двигателей оберегаются как важнейшая государственная тайна. И касается это не только военной авиации, но и гражданского флота. Французы в свое время предложили нам газогенератор в составе совместного с НПО "Сатурн"" двигателя Sам-146, который устанавливался на самолеты Sukhoi SuperJet 100. Но российских разработчиков к газогенератору и близко не подпустили. ЦИАМ - Центральный институт авиационного моторостроения - даже ни разу не разобрал, не посмотрел, что у них там ломалось. Хотя поломки были, и в каждой такой ситуации газогенератор отвозили на ремонт во Францию - там все сами делали, не приглашая российских специалистов. Повторю: к газогенератору чужих не подпускают.