Хор Пятницкого - уникальный коллектив, сохранивший заветы своего родоначальника
Швыдкой: Пермякова отбирала артистов для хора, не жалея времени на воспитание
Михаил Швыдкой.
Михаил Швыдкой. / Владимир Трефилов/ РИА Новости
При поздравлении женщин, как правило, избегают упоминать цифры. Но Александра Андреевна Пермякова, сколько ее знаю, всегда была полна отваги. И она понимала, что, отмечая 55-летие творческой деятельности, а именно такое время она работает в Хоре им. Пятницкого, ей будет сложно скрыть прочие даты. Да и чего их бояться, если эти годы прожиты со смыслом. С сознательно выбранной миссией служения народной песне, продолжению дела отца-основателя этого уникального музыкального организма.

Кому-то может показаться, что в моих словах содержится избыток пафоса, позволительного, впрочем, когда пишешь о юбилярах и юбилеях. Но Александра Андреевна обладает не только силой воли, подобающей укротительнице тигров, но и озорством, которое охраняет ее служение от демонстрации мнимого подвижничества. В ней по сей день живет великое безрассудство настоящего художника, который не боится идти на риск, что, впрочем, уравновешивается ее способностью ладить и с артистами, и с начальством.

Именно поэтому она пригласила для участия в своем юбилейном концерте не только своих сотоварищей по цеху народного искусства, но и нынешних эстрадных звезд, некоторые из которых занимают самые верхние строчки в рейтингах социологических опросов. Просто потому, что, зная цену своим творческим результатам, она не собиралась ни с кем вступать в соревнование. Хор Пятницкого он и есть Хор Пятницкого - уникальный коллектив, сохранивший заветы своего родоначальника, который открыл миру великое песенное искусство России. Хора, знавшего в своей истории драматические повороты, которые были связаны идеологическими и политическими сюжетами нашей отечественной жизни.

Хор Пятницкого - уникальный коллектив, сохранивший заветы своего родоначальника

Митрофан Ефимович Пятницкий, как известно, дал первое публичное выступление своего хора 2 марта 1911 года в Москве, в здании Благородного собрания. В нем участвовали талантливые крестьяне из срединных губерний России, которые вовсе не собирались расставаться со своими обычными занятиями. После концертов они разъезжались по своим деревням. В "эпоху канунов", когда в кризисе оказались многие идейные и художественные воззрения нового времени, вспышка интереса к допетровской и даже дохристианской архаике заворожила многих. Это был поиск национальной идентичности, подлинного "русского славянского духа", который магнетически повлиял на самых разных художников-новаторов - от Игоря Стравинского до Василия Кандинского, Сергея Есенина и Велимира Хлебникова. Встав на плечи народной традиции, они творили новейшее искусство. Пятницкий, напротив, старался сохранить и представить некую изначальность национального сознания, заложенного в аутентичном песенном творчестве.

Горько сетуя на то, что капиталистическое развитие разрушает деревенский уклад, который сохранял русскую фольклорную традицию, он стремился сохранить ее в максимально полном объеме. Он оставил после себя, помимо всего прочего, четыреста фонографических валиков, на которых были записаны подлинные деревенские песенники, обладающие исторической музыкальной памятью.

"Народная песня исчезает, ее надо спасать", - писал Пятницкий. В ХХ веке спасать ее стало еще труднее

Александра Пермякова возглавила Хор им. Пятницкого в 1989 году, когда, как казалось, страна пыталась освободиться от всего, связанного с советским прошлым. Она приняла хор, которым после смерти его основателя долгое время руководили хорошие советские композиторы В. Захаров, М. Коваль, В. Левашов. Желая найти контакт с социалистической современностью, они наполняли репертуар авторской песней. Коммунистическая идеология изначально противостояла архаике, она устремлена в будущее, сохраняющее прошлое лишь в преодолении его. Пример спасения народного творчества дал И.А. Моисеев, гениально соединив народную традицию с достижениями новаторской хореографии.

Александра Пермякова возглавила коллектив, когда уже не нужно было выстраивать программу концертов, оглядываясь на партийный контроль. Она была свободна от идеологического давления. Можно было вернуться к тем заветам, ради которых Митрофан Пятницкий создавал свой коллектив. Но не было ощущения, что это кому-то нужно. Если прежде ощутимой угрозой любого народного коллектива была "советизация", то в наступившие времена не меньшей опасностью стала тотальная "эстрадизация" не самого высокого класса. Коллективы народного творчества не вписывались в новую экономику индустрии развлечений.

Митрофан Пятницкий еще на рубеже ХIХ-ХХ веков писал: "Народная песня - художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем... Народная песня исчезает, ее надо спасать". В конце ХХ века спасать народную песню стало еще труднее - по множеству объективных причин. Александра Андреевна Пермякова вместе с Людмилой Георгиевной Зыкиной начали с новой силой восстанавливать жизнеспособность народных коллективов, возвращать им природную мощь, былинное величие. Это была одна из самых важных программ министерства культуры, которой увлекся, не скрою, попав под обаяние и творческую убедительность выдающихся кудесниц своего дела.

Александра Пермякова отбирала своих артистов, не жалея времени на воспитание молодежи, которая приезжала порой из самых глухих уголков России. Профессиональная выучка талантов, укорененных в национальной почве, дала удивительный урожай. И плоды его мы видели на юбилейном концерте в честь Александры Пермяковой. Широта русской души открывалась в завораживающем звучании хора, славящего красоту человеческого бытия. В его песнях жила вольная воля русской жизни - властная, манящая, божественная и земная.

Михаил Швыдкой
доктор искусствоведения
Поделиться