Законопроект предлагает исключить основное наказание в виде штрафа и ввести нижний порог в виде лишения свободы сроком от двух лет. Также предусматривается дополнительное наказание в виде штрафа до 5 млн рублей. Таким образом, банкир, продавший на сторону данные о счетах клиента, не сможет отделаться только штрафом (вполне для него посильным). А вот получить и срок, и штраф в несколько миллионов будет вполне реальной перспективой.
К слову, под статью УК подпадают не только банкиры, но налоговые инспекторы и сотрудники любых фирм и контор, причастные к нашим финансовым секретам. Теперь им будут грозить сразу и тюрьма, и штраф. Кто не умеет хранить тайны, тот сядет.
Важный момент: изменения касаются ситуаций, когда преступлением нанесен крупный ущерб. Или преступление совершено из корысти. Так что, если банкир, допустим, случайно проговорится чужой жене, что ее муж тайком набрал кредитов, наказание не возрастет. Конечно, мужу придется понервничать, но это не тот ущерб.
В пояснительной записке к проекту особо упоминается, что к налоговой тайне относится также информация из баз данных таможенных органов.
"Утечка информации из баз данных государственных органов, включая таможенные органы, не только наносит прямой ущерб хозяйствующим субъектам, но и создает серьезные риски для стратегически значимых отраслей экономики, - сказал в беседе с "РГ" член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. - Усиление уголовной ответственности, предусмотренное законопроектом, направлено на снижение мотивации к совершению таких преступлений и создание более действенного механизма защиты экономических интересов страны".
По его словам, в условиях внешнего санкционного давления, когда публикация информации о схемах ввоза санкционных товаров используется как инструмент в информационной и экономической войне против нашей страны, усиление контроля за распространением конфиденциальных данных становится критически важным.
"Введение нижнего порога наказания в виде лишения свободы и крупных штрафов позволит предотвратить рецидив преступлений, связанных с раскрытием данных о выстроенных в нашей стране производственно-технологических цепочках, создавая серьезные препятствия для "черного рынка" торговли такой информацией и блокируя каналы незаконного оборота данных", - считает Антон Немкин.