В обычный будничный день к главному корпусу подъезжает белоснежный автомобиль с надписью "Большой московский цирк". Из него выходит группа людей с ярким макияжем и прическами, в руках они несут большие сумки с реквизитом. По-деловому и буднично поднимаются на последний этаж в актовый зал. Нянечки на разных этажах больницы зазывают из палат ребят и их родителей посмотреть представление. Вместе со мной в лифте оказывается парень 12 лет с забинтованными по локти руками. Медицинская сестра ему помогает убрать с глаз мешающую прядь волос. "В палату хочу, а не на представление, что я, маленький, что ли", - сетует он. Но медсестра говорит, что это нужно, врач сказал. В самом актовом зале, где обычно собираются врачебные консилиумы, почти все стулья заняты детворой. На импровизированную сцену вышел заслуженный артист России, руководитель Большого московского цирка Аскольд Запашный: "Цирк дарит праздник, веселье, радость, именно то, что нужно для скорейшего выздоровления и отличного позитивного настроения".
С шутками про парящие предметы представление начинается. Гимнастка Мария Бакалкина так ловко крутит обручи, что кажется, земного притяжения нет ни у нее, ни у ее обручей. После ее номера там и тут слышится детский шепот, мол, купите обруч. Но на сцене уже эквилибрист на катушках Антон Лаврищев. Забравшись по шаткой конструкции из цилиндров почти под потолок (три метра от пола), он пробует пролезть в крохотный обруч. Зал ахает, но профессионалу все удается. Больше всего смеха и слез досталось клоуну Григореско или в обычной жизни Григорию Анастюку. А восторженных оваций - группе юных жонглеров и иллюзионисту - победителю международного форума иллюзионистов Артему Попову.
Часовое представление завершилось раздачей подарков: кубики Рубика, занимательные головоломки, раскраски... Парень с забинтованными руками говорит, что давно так не хохотал. "Надо будет в цирк на большое представление сходить, как руки заживут", - говорит он медсестричке. Одна из девочек с бинтом на руке, под которым явно читается катетер, рассматривает кубик Рубика. "Клоун смешной, но его было жалко, - рассказывает шестилетняя москвичка Танюша Солдатова. - Он надел на руку цилиндр, а другой клоун совал туда шампуры". Ее мама, Екатерина, рассказывает, что в больнице они бывают пару раз в год, планово. Но такие представления помогают забыть о сложной болезни, отвлекают, и это помогает лечению.
Девятилетний Илья Малов рассказывает, что очень понравились юные жонглеры с кеглями, особенно сестры Запашные, захотелось самому научиться. А мама шестилетней Домианы Тодерашку, Оксана, советует начать уже сейчас. Первые рекомендации по обучению жонглированию Илья и Домиана получают прямо от Аскольда Запашного.
"В эту больницу мы приезжаем по несколько раз в год. Это не благотворительность, а зов души. Ведь наша цирковая поддержка и позитивное настроение, которое мы дарим, очень важны детям, оказавшимся в больнице. Это чудесный резерв, помогающий быстрее идти на поправку", - говорит руководитель Большого Московского цирка. Он отметил, что гораздо больше актеров готовы участвовать в таких представлениях, но их номера не вписываются в небольшие размеры зала. А главврач больницы Валерий Горев добавляет, что артисты цирка давно стали надежными друзьями. "Когда в стационаре слышишь шум, аплодисменты, детский смех - это большой плюс для лечения, временная передышка от тех проблем, с которыми пациенты пришли в больницу, - рассказывает он. - Веселье, которое принесло представление артистов Большого московского цирка, далеко вышло за пределы актового зала, распространилось на всю больницу". Но, по его словам, не только цирк приезжает к ребятам, подобные разрядки делают актеры, музыканты. А совсем недавно к ним присоединились представители центра московского долголетия. "В реанимации бабушки и дедушки читают сказки, поют колыбельные, разговаривают, обнимают детей. Это очень важно для их скорейшего выздоровления", - добавил он.