В Кыргызстане хотят возродить фестиваль классической музыки под открытым небом

Десять лет назад в столице Кыргызстана впервые прошел международный фестиваль классической музыки под открытым небом "Tengri Music". Его основатель - пианистка, джазовая певица и музыкальный продюсер Виктория Юртаева - не теряет надежды на то, что фестиваль удастся возродить. Как возникла идея его проведения и во что более масштабное он может переродиться, инициатор рассказала корреспонденту "РГ".
Виктория Юртаева: Классическая музыка должна стать языком коммуникаций евразийского пространства.
Виктория Юртаева: Классическая музыка должна стать языком коммуникаций евразийского пространства. / Из архива Виктории Юртаевой

- Виктория, как вы вообще оказались в Кыргызстане? Вы ведь жили в России, где у вас была успешная музыкальная карьера.

Виктория Юртаева: Не оказалась, а вернулась. Родилась я в Бишкеке, жила здесь до 12 лет. Единственный ребенок в семье музыкантов, где было очень строгое воспитание, поэтому вся моя жизнь подчинялась занятиям музыкой. О том, буду ли я заниматься этим профессионально, дискуссий не было. Но нужно было сделать выбор, в вуз какой страны поступать - России, США или Франции. В принципе, шансы и там, и там у меня были одинаковы. Но будучи однажды в Суздале, я оказалась на мастер-классах международного фонда "Новые имена", где познакомилась с профессором Аркадием Севидовым. Он тогда преподавал в Российской академии музыки имени Гнесиных. Потрясающий музыкант, профессионал, общение с которым и определило мой выбор. Тем более, что российская фортепианная школа и по сей день считается одной из сильнейших в мире. И я поехала поступать в Москву, в Гнесинку.

Это было потрясающе качественное образование во всех смыслах. Нам преподавали невероятные гиганты, монстры своего дела. Причем - не только технику, но и философию, скажем так, культурную идеологию. После завершения учебы меня окружали исключительного таланта артисты, музыканты. В такой атмосфере я и формировалась как профессионал. А вместе с тем напитывалась энергией, перенимала опыт организации музыкальных мероприятий Москвы и других российских городов. А в 2010 году, в переломный для истории Кыргызской Республики момент, я четко осознала, что хочу внести свой вклад в изменения, которые происходят на родине. Но для этого нужно не сидеть на диване в Подмосковье, где я жила, а встать и ехать домой. Такой вот приступ культурного патриотизма.

- И вы бросили карьеру в Москве, чтобы перебраться в Бишкек?

Виктория Юртаева: Не сразу. Сначала был пробный шар. Прилетев ненадолго, я, скажем так, заново знакомилась с городом, страной. Кстати, практически сразу по прибытии меня пригласили участвовать в концерте. Это было удивительное мероприятие, которое собрало в Бишкеке музыкантов из многих стран как Европы, так и постсоветского пространства. Возможно, именно тогда и зародилась идея не концерта, а именно фестиваля международного формата. После я вернулась в Москву уже с пониманием, что мое место на родине.

Год я прожила с этой мыслью, все обдумала, и 4 января 2012 года мой самолет приземлился в "Манасе". Честно скажу, каких-то конкретных планов не было, но именно в Кыргызстане я увидела для себя возможность развернуться не только как музыканту, но и как личности, общественному деятелю.

К фестивалю приступить удалось не сразу. Сначала я работала руководителем вокального ансамбля в детском музыкальном театре "Таберик". Познакомилась с просто потрясающе талантливыми детьми, что только укрепило меня в решении остаться в Кыргызстане.

Также одним из первых моих шагов было создание общественного фонда "Prima" - он действует и сегодня. Мы начали организовывать концерты, привозить таких музыкантов мирового уровня, как скрипач-виртуоз Эмилио Перцано, уникальная пианистка Екатерина Мечетина. Она, к слову, спустя некоторое время после концерта в Бишкеке вошла в Совет президента РФ по культуре. Побывали у нас и многие другие артисты мирового уровня. К тому времени я обрела здесь семью. У меня родилась старшая дочь, а в 2015 году я ждала вторую. В тот момент я поняла, что если сейчас не реализую свою задумку, то это, возможно, никогда не случится. Так и состоялся первый международный фестиваль "Tengri Music".

- Почему именно "тенгри"?

Виктория Юртаева: В переводе с тюркских языков "тенгри" означает не только небо, но и сознание, разум, верховное небесное божество. А для меня и моих единомышленников, которые готовили мероприятие, "тенгри" означало музыку без рамок, без границ, абсолютно для всех людей, невзирая на национальность, цвет кожи, вероисповедание, социальный и финансовый статус. Наше мероприятие для зрителей и слушателей неизменно проводилось бесплатно.

Если честно, самый первый "Tengri Music" готовился "на коленке". Спонсоров было очень мало, но мы им благодарны за поддержку и по сей день. К счастью, нас поддержала мэрия Бишкека. Сотрудники столичной администрации буквально вывернулись наизнанку и сделали все, чтобы фестиваль состоялся. И, судя по реакции горожан и гостей столицы, все получилось. Кстати, в ходе этих музыкальных встреч, как первой, так и последующих, мы старались в обязательном порядке включать в репертуар произведения, которые ранее никогда не исполнялись в Кыргызстане. Это была очень важная миссия - расширять диапазон музыкальной образованности наших граждан.

- Сколько всего удалось провести фестивалей и какой запомнился особенно?

Виктория Юртаева: Пять. И каждый был по-своему уникальным, поэтому выделить какой-нибудь один достаточно непросто. Могу точно сказать: каждый раз был как первый, с новыми вызовами, которые мы неизменно преодолевали. Плохо или хорошо - это решать, конечно, тем, кто ходил на наши мероприятия. Для нас главной оценкой служило то, что люди приходили. И с каждым разом все больше и больше - до нескольких тысяч.

Кульминационным, конечно же, стал фестиваль на Иссык-Куле в 2019 году. Он прошел в культурном центре "Рух Ордо". Нашими зрителями и слушателями стали, в том числе, главы правительств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. В Чолпон-Ате в те дни проходило заседание Евразийского межправительственного совета. Перед ними выступали меццо-сопрано из Австрии Хайдемария Обертюр, легендарный армянский тенор Гор Арсенян, выдающаяся кыргызская оперная певица, покорившая самую взыскательную европейскую публику, сопрано Джамиля Раимбекова.

В том же 2019-м году осенью мы провели еще один фестиваль в рамках Дней Москвы в Бишкеке. На старой площади звучали не только классическая музыка, но и джаз в исполнении Московского государственного симфонического оркестра под руководством дирижеров Ивана Рудина и Алексея Чуйкова и большого джазового оркестра Петра Востокова.

К сожалению, сначала пандемия, а потом глобальный экономический кризис приостановили проведение фестивалей. Но я и вся команда фонда "Prima", который и выступал организатором фестивалей, не теряем надежды и готовимся к новым музыкальным победам!

Ключевой вопрос

- Есть ли у вас планы дальнейшего сотрудничества с российскими коллегами?

Виктория Юртаева: И не только с российскими, но и со всеми евразийскими коллективами и музыкантами. Мы просто обязаны поддерживать классическую музыку на всем пространстве нашего континента. Если мы этого не сделаем, то очень сильно "просядем" в культурном плане. Уже на сегодняшний день в Кыргызстане, например, исчезают некоторые позиции. В республике не осталось ни одного арфиста! Начали забывать, что такое валторна, фагот, английский рожок. Вместе с тем мы видим, что после наших фестивалей, как грибы после дождя, начали открываться музыкальные студии, что является лучшей оценкой нашей работы. Даже если они не обеспечивают академического образования, это пусть и небольшая, но причастность к классической музыке, к высокому искусству. Считайте, что детям преподают еще один язык - международных коммуникаций. Конечно же, мы очень надеемся на поддержку государства для того, чтобы фестиваль классической музыки евразийского охвата проходил именно в нашей республики и, возможно, на Иссык-Куле. Ведь подобный опыт, и весьма успешный, у нас уже был.