Ученые нашли способ оптимизировать перевозки угля по железной дороге

Каменный уголь занимает значительную долю всех погрузок на железной дороге, причем, больше половины составов уходит на экспорт. Сейчас грузопоток переориентирован на Восток и осложнен ограниченными провозными мощностями. В Институте экономики и развития транспорта предложили развивать переработку угля на местах. По их подсчетам, в производстве углехимии может быть использована пятая часть всего добываемого в России угля.

В январе-феврале по сети Российских железных дорог (РЖД) на экспорт было отправлено 30,5 млн тонн угля, на 3,8% больше, чем в тот же период годом ранее. Большая часть угля (27,2 млн тонн) ушла в порты, преимущественно дальневосточные (15,9 млн тонн). На Северо-Запад отправлено 7,1 млн тонн угля, на Юг - 4,2 млн тонн. Половина всего угля, отправленного на экспорт в восточном направлении, следовала из Кузбасса.

Доля каменного угля в общем объеме погрузок на железнодорожном транспорте составляет 28%. В прошлом году угольные погрузки достигли 331,4 млн тонн, при этом 54% - в составе экспортных отправок. Внешние ограничения, сокращения поставок через северо-западные и южные погранпереходы переориентировали внешнеторговые грузопотоки угля на альтернативные региональные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и привели практически к полному заполнению провозных емкостей Восточного полигона. По данным Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), по сравнению с 2013 годом погрузка на экспорт в северо-западном направлении сократилась на 23%, в южном - на 18%, а в восточном - выросла на 97%, причем, доля угля в общем объеме этого направления увеличилась на 14% и достигла 73% в 2024 году.

"В 2024 году РЖД выполнили все обязательства по вывозу угольной продукции на экспорт в восточном направлении по всем заключенным соглашениям с регионами, за исключением Кузбасса, где не в полной мере использовались технологические возможности со стороны угледобывающих компаний", - говорится в аналитическом обзоре, подготовленном ИЭРТ.

Кроме того, Кемеровская область - самый дальний от востока из шести ключевых угледобывающих регионов (Хакасии, Якутии, Бурятии, Тывы и Иркутской области). При этом уголь из Кузбасса везут на Дальний Восток не только в порты для перегрузки, но и для внутрироссийских нужд: работы гидро- и электростанций, и предприятий ЖКХ. Такие длительные перевозки по железной дороге считаются нерациональными, так как они ограничивают экспорт неугольных грузов.

"Вывоз несырьевых неэнергетических грузов для РЖД более эффективен, но он вытесняется углем", - отметила гендиректор ИЭРТ Ирина Магнушевская на презентации обзора. Наибольшую доходность РЖД получают от перевозки нефтяных грузов и черных металлов. Аналитики подсчитали, что с 2014 по 2024 годы перевозки угля в восточном направлении привели к финансовым потерям холдинга в размере 428,3 млрд рублей без учета убытков от перевозки порожних вагонов под уголь.

По мнению экспертов ИЭРТ, российским компаниям следует развивать альтернативные сферы применения угля, а не использовать его только как топочное топливо и сырье для производства металлургического кокса. В пример они привели углехимические кластеры Китая, США и Австралии, которые выпускают более сотни вторичных продуктов переработки угля, например, углеродные волокна, нанотрубки, олефины и синтетическое жидкое топливо. Для выпуска продуктов углехимии в России, по их подсчетам, может быть использовано 50-85 млн тонн угля в год. В прошлом году общий объем добычи угля в нашей стране достиг почти 427 млн тонн.