Федеральный ядерный центр в Снежинске отмечен орденом "За доблестный труд"

Точную формулировку из президентского указа привести не можем, но сам факт не вызывает сомнений: сообщение об этом уже опубликовано на официальном сайте РФЯЦ-ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина.
Александр Емельяненков/РГ

"Эта высокая награда, - говорится в лаконичном пояснении, - стала признанием многолетнего самоотверженного труда всех сотрудников ядерного центра, их преданности делу и значимого вклада в развитие науки и техники".

Награждение таких коллективов, как и специалистов, ученых, что там работают, широко афишировать не принято. А зря. Федеральный ядерный центр на Урале, который уже четверть века носит имя академика Забабахина, за публичной славой не гонится, но историей своей и делами гордится.

Полученные ранее орден Ленина (1966 год) и орден Октябрьской Революции (1980), это по-своему подтверждают. А еще - геройские звезды, Ленинские и Государственные премии, академические и другие звания его сотрудников: физиков-теоретиков и математиков, конструкторов, программистов, инженеров и технологов на производстве, мастеров, монтажников, сборщиков, испытателей-взрывников.

Награждали их, как правило, закрытыми указами и постановлениями. В газетах этого не публиковали, а для родных и знакомых была стандартная формулировка: за создание новых образцов техники. Но успехи и достижения не приходили сами собой, по мановению волшебной палочки - тем более в такой области, неизведанной поначалу и необъятной сейчас, какой была и остается ядерная физика во всех ее военных и мирных приложениях.

Ядерный центр в Снежинске: дела, события, люди
1/25
Фото: Александр Емельяненков/РГ

Про "опыт, сын ошибок трудных" людям таких профессий напоминать не пристало - у каждого свой багаж незабываемых переживаний.

"Все заЛеденело и неЗабабахало" - эта крылатая фраза, рожденная острословами после неудачного испытания на Новой Земле, адекватно передает и сегодня настроения тех лет среди ученых "бомбоделов", как они сами себя называли.

Борис Леденев - главный конструктор и директор уральского центра в начале 60-х, Евгений Забабахин - научный руководитель. А вот "заледенено" и не "забабахало" заложенное в штольне на Новой Земле новое устройство, созданное под их руководством…

Фото: Александр Емельяненков/РГ

Такое тоже случалось. Но было скорее исключением.

А в зачет - из того, что уральским теоретикам, конструкторам и технологам удавалось лучше других - шли и принимались на вооружение: самый легкий боевой блок для Стратегических ядерных сил; самый маломощный заряд-облучатель; самый ударостойкий ядерный заряд и самый экономичный по расходу делящихся материалов. А еще, из того же разряда "самый-самый", особый ядерный заряд для мирных применений, в котором почти вся энергия образуется за счет синтеза, а не деления ядер…

Кто-то, допускаю, скажет, что все это в прошлом, дела давно минувших дней. Но это не совсем так.

И даже - совсем не так.

Приняв эстафету от основателей уральского ядерного центра и самых известных его созидателей - Кирилла Щелкина, Евгения Забабахина, Льва Феоктистова, Бориса Литвинова, Евгения Аврорина и других выдающихся руководителей-профессионалов, новые поколения ученых, конструкторов, испытателей решают сложнейшие научно-технические задачи, связанные с развитием, обеспечением, сохранением надежности и безопасности ядерного оружия России в условиях моратория на его натурные испытания.

В наши дни РФЯЦ-ВНИИТФ поддерживает и развивает 35 базовых критических технологий ядерного оружейного комплекса, имеющих важное значение для обороны страны и безопасности государства. А современное техническое оснащение, исследовательские, экспериментальные установки и богатейший опыт позволяют ученым и специалистам в Снежинске решать не менее сложные задачи в интересах ядерно-энергетического комплекса России, в области ядерной медицины, супер-ЭВМ и расчетных технологиях.

Фото: Александр Емельяненков/РГ

Здесь проводят исследования для повышения так называемой "водородной" безопасности АЭС, решают сложные задачи, связанные с транспортировкой отработавшего ядерного топлива, создают модели и коды для расчетного обоснования технико-технологических решений при проектировании и реализации технологических модулей ОДЭК - опытно-демонстрационного энергетического комплекса.

Эти и другие работы уральского ядерного центра из года в год получает высокую оценку на отраслевом и должное признание на федеральном уровнях.

Поэтому орден "За доблестный труд", которым награжден в канун 70-летия большой научно-производственный коллектив, это не просто комплимент к юбилею. Это и оценка, и способ напомнить, подчеркнуть, привлечь внимание к тому, что мы стали воспринимать как должное, само собой разумеющееся. И редко задумываемся, где и кем создаются ядерные гарантии суверенитета и безопасности - для государства и для каждого из нас.

Между тем уже завтра, 31 марта - весьма знаковая дата. Почему этот день в 2000 году стал рубежным в судьбе РФЯЦ-ВНИИТФ и во многом определил нынешнее состояние атомной отрасли - в ближайшем номере "Российской газеты" и на портале Rg.ru.